Не секрет, что чернобыльские леса заражены радионуклидами, это факт. В противном случае людей бы оттуда не выселяли и не прекращали бы хозяйственную деятельность. Когда в зоне ЧАЭС начинается пожар, радионуклиды с теплым воздухом выбрасываются вверх, в небо и разносятся по «розе ветров». При этом там присутствует очень опасный продукт распада горения органических веществ - бензпирен. По «розе ветров» все это может долетать и до Киева, и до Чернигова, а в близлежащие к зоне поселки радиоактивные элементы попадают по-любому.
Очередной пожар в Чернобыле вызвал серьезную панику среди населения. К сожалению, люди не верят официальной информации. А эксперты предупреждают, что пожар в радиоактивном лесу опасен тем, что существует угроза повторного распространения радиации на территории Украины и ближайших стран соседей. Об угрозе заражения радионуклидами водоемов и речной рыбы в интервью корреспонденту рассказал глава Ассоциации рыболовов Украины Александр Чистяков.
- Александр Владимирович, на ваш взгляд, угрожает ли пожар в Чернобыле экологическому состоянию днепровской воды?
- В связи с пожаром в Чернобыльской зоне явной угрозы рыбе и воде нет. У нас есть небезосновательные утверждения, что пожар в Рыжем лесу в Чернобыле – это не стихийное явление, а поджог. Дело в том, что еще полгода назад министр экологии О. Семерак сказал о том, что в Чернобыльской зоне возможно установить и сделать чуть ли не фабрику по альтернативной энергии. Предполагалось, что на тысяче гектаров будут установлены солнечные батареи. Здесь есть маленькое «но». Все прекрасно понимают, что Чернобыльская зона – это лес, непроходимый, густой лес. Где же там возможно найти 1000 гектаров поля для установки данных сооружений?! Это абсолютно нереально. Поэтому есть подозрения, что это поджог. Это даже объявлен тендер на участие в данном проекте. Мы не утверждаем, но такая вероятность существует. Такая версия сейчас есть.
- Какие последствия может иметь этот пожар?
- К большому сожалению, горел лес, который пострадал больше всего от радиоактивных остатков. Поэтому хвоя, листья, трава, мох – сдерживали распространение этих частиц, а сейчас все это сгорит, и вся эта гадость может быть поднята вверх, в воздух, а где она осядет – непонятно и неизвестно. То есть, площадь загрязнения может быть увеличена в разы.
- Браконьеры по-прежнему ловят рыбу в Чернобыле?
- В Чернобыльской зоне, к большущему сожалению, браконьерство, как было, так оно и есть. Вся рыба, выловленная в Чернобыльской зоне, оседает в Киевской области и доходит до столицы. Если в самом начале самосёлы в Чернобыльской зоне ловили в рыбу для собственных нужд, то сейчас это преступные организованные браконьерские бригады действуют в промышленных масштабах.
- Какую рыбу завозят нам из Чернобыля?
- Браконьеры ловят в Чернобыле всю речную рыбу. Это и лещ, и судак, и щука, и линь, и тот же сом. Я не знаю, насколько эта рыба напичкана радионуклидами, но если честно говорить, то в устье Припяти, там, где Припять впадает в Киевское водохранилище, неоднократно брались учеными пробы рыбы, и если в самом начале трагедии были выявлены серьезные загрязнения рыбы, то сейчас такого не наблюдается. Загрязнение рыбы сегодня гораздо меньше, потому что иловой слой, тяжелые металлы сосредоточены, как правило, на дне, а рыба плавает наверху. Но суть не в этом. Дело в том, что с момента Чернобыльской катастрофы и до сегодняшнего дня не существует ни одной радиологической лаборатории, которая бы проверяла рыбу и выдавала бы какие-то сертификаты или справки на рыбу, которая вылавливается в Киевском водохранилище.
- Выходит, нет никакой документальной информации о качестве этой рыбы…
- Конечно. На Киевском водохранилище вовсю работают рыбопромысловые бригады, которые вылавливают рыбу абсолютно официально. В документах, которые они после этого предоставляют (это ветеринарное свидетельство и накладная) об экологической лаборатории и слова нет. То есть, нельзя гарантировать, что рыба из загрязненной зоны является безопасной. Но мы не можем утверждать, что она и опасна, потому что нет проверки. Браконьеры вывозят из зоны рыбы сотнями килограммов. Они, как правило, травят рыбу, а если им не хватает мешков, они ее просто не собирают и она плавает на поверхности воды большими белыми островами.
- Браконьеры в Чернобыльской зоне не только рыбу ловят, но наверняка еще и охотятся…
- Безусловно. Браконьерство в Чернобыльской зоне затрагивает не только рыбу, там еще стреляют в животных. Это действительно сейчас после стольких лет неприкосновенности со стороны человека это стал благодатный рай. Там развелось столько различной живности, что не сосчитать. Там и волки, и лани, и олени, и зубры, и лоси, рыси даже есть. Там просто девственный лес. Поэтому там состоятельные люди устраивают сафари, им устраивают там платную охоту. Все это там оккупировал какой-то криминальный авторитет по кличке Ленин. В Чернобыльской зоне он крышует и рыбное, и звериное убийство. Понятно, что он не может самостоятельно это делать без поддержки контролирующих структур, тем более в этой зоне все на виду, людей там немного. Значит, все это согласовано.
- Выходит, Чернобыль открыт сейчас для любителей охоты и рыбалки, было бы желание…
- Конечно. У нас Интернет просто пестрит сейчас приглашениями и на охоту, и на рыбалку в Чернобыльскую зону, и на экскурсии. Неоднократно в зоне ЧАЭС задерживали и иностранцев. Это сталкеры, как у братьев Стругацких. Дело в том, что браконьерство в Чернобыле процветает еще и потому, что государственные природоохранные структуры, в частности, экологическая инспекция, туда не допускаются. Для того чтобы там сделать проверку, нужно месяца за два подавать заявки в Службу охраны Чернобыльской зоны, в которых указать, с какой целью ты туда едешь, указать место и время. В зоне правил бал Служба охраны. Заявки рассматриваются, и потом дают разрешение или не дают. После рейды оказываются просто фейковыми. В прямые обязанности Службы охраны зоны борьба с браконьерство не входит.
источник
|