23 августа на ЧАЭС состоялось социально-производственное оперативное совещание, на котором рассматривалось обращение, подписанное профсоюзным комитетом от имени трудового коллектива, и направлено в адрес Президента Украины. Главный спич произнес помощник министра МЧС по координации действий зоны отчуждения, международных проектов и снятия с эксплуатации Чернобыльской АЭС С. К. Парашин, присутствовали: исполняющий обязанности главы Государственного Агентства по управлению зоной отчуждения Д. Г. Бобро, генеральный директор ГСП ЧАЭС И.И. Грамоткин и председатель профкома ЧАЭС Е.Н. Козлов. Совещание проходило при абсолютном молчании представителей коллектива ЧАЭС. Вопросов никто не задавал, реплики с места не подавал. Прекрасно понимаю чернобыльцев – никто не хочет принудительно остаться за забором ЧАЭС. Остановлюсь на некоторых тезисах из монолога С.К. Парашина. 1. «В настоящий момент уже истек нормативный срок эксплуатации 3-го энергоблока и, значит, у нас снят вопрос о досрочном выводе из эксплуатации, мы работаем в срок». Действительно, через 4 месяца, 3 декабря этого года исполняется 30 лет со дня пуска 3-го блока. На проектную мощность он выше 9 июня 1982 года. Но остановили его за 11 лет до окончания нормативного срока. Кому-то очень хочется убрать слово «досрочный», чтоб все быстрее забыли, что 15 декабря 2000 года ЧАЭС была именно досрочно остановлена. В том, что досрочное выведение затянулось, не коллектив виноват, а все госчиновники, начиная с директоров ЧАЭС, которые руководили коллективом и процессом как могли и умели, ссылаясь на уникальность процесса, и что никто, и никогда ещё не выводил такие мощности из эксплуатации. 2. «Вторая объективная вещь, которую нужно упомянуть, это то, что нормативно все блоки снимаются с эксплуатации в какие-то сроки. Среднеевропейское время – 5 лет выгрузка топлива (максимум) и после этого – снятие с эксплуатации. Чернобыльская АЭС 11 лет не может выгрузить топливо и не приступила к снятию с эксплуатации». Нужно ли кому-то напоминать, кто виноват в том, что ХОЯТ-2 не построен? И как следствие, отработавшее ядерное топливо до сих пор находится в бассейнах выдержки на блоках ЧАЭС. О сроках. 15 января 2009 года, наконец-то, как Закон Украины была принята «Общегосударственная программа снятия с эксплуатации Чернобыльской АЭС и преобразования объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему». Там все сроки расписаны и имеют силу Закона. Далее языком оригинала, государственный документ всё же: «Відповідно до законодавства України проваджувати діяльність із зняття з експлуатації Чорнобильської АЕС передбачається за такими етапами:
-
припинення експлуатації (підготовчий етап до зняття з експлуатації) - етап, під час якого буде здійснено вилучення ядерного палива та переміщення його у сховище відпрацьованого ядерного палива, призначене для довгострокового зберігання. Поточний етап, під час якого виконується основне завдання, що визначає тривалість етапу, - вилучення ядерного палива з енергоблоків. Строк завершення - не раніше 2013 року;
-
остаточне закриття та консервація реакторних установок. На цьому етапі буде проведено консервацію реакторів і найбільш радіаційно забрудненого устаткування (орієнтовно до 2022 року);
-
витримка реакторних установок протягом періоду, під час якого повинне відбутися природне зниження радіоактивного випромінювання до прийнятного рівня (орієнтовно до 2045 року);
-
демонтаж реакторних установок. На цьому етапі буде проведено демонтаж устаткування та очищення майданчика з метою максимального зняття обмежень і регуляторного контролю (орієнтовно до 2065 року).
Техніко-економічне обґрунтування основних заходів із зняття з експлуатації енергоблоків Чорнобильської АЕС повинне готуватися у рамках проекту зняття з експлуатації енергоблоків Чорнобильської АЕС.»
Как видите мы сейчас находимся на первом этапе, срок его завершения – не раньше 2013 года. Вопросы есть? У нас всё в соответствии с утвержденной Программой.
3. «Я утверждаю, что коллектив не выполняет задачу по выводу из эксплуатации, потому что она не ведется. Я утверждаю, что международные проекты ведутся неуспешно».
По поводу не выполнения коллективом поставленных задач уже говорилось выше: как им руководят, так он и выполняет. Не чего тут спихивать с больной головы на здоровую. Не довольны, как коллектив выполняет распоряжения вышестоящего руководства – расформируйте и наберите других. Если видите, что не справляется руководство – замените руководство.
Хороший, квалифицированный руководитель-хозяйственник всегда сумеет создать коллектив, который будет грамотно выполнять его распоряжения. В обратную сторону это, к сожалению не работает.
Наконец-то признано, что международные проекты на площадке ЧАЭС ведутся неуспешно. Только в этом не ГУП ПОМ (группа управления проектом плана осуществления мероприятий на объекте «Укрытие») виновата, как пытается это представить генеральный директор ЧАЭС в своих письмах в ЕБРР. К заводу по переработке жидких радиоактивных отходов ГУП ПОМ не имеет никакого отношения, а проект в затяжной реализации. Так же и к промышленному комплексу по обращению с твердыми радиоактивными отходами он не имеет никакого отношения. ПКОТРО в эксплуатацию помпезно сдали, но он не работает. Да и долгострой в виде ХОЯТ-2 не вина ГУП ПОМ. Это проекты по снятию с эксплуатации.
Проблемы с реализацией проекта Нового безопасного конфаймента? Извините, а кто подписал контракт с подрядчиком без полного технического проекта на выполнение столь сложной работы? Генеральный директор ГСП ЧАЭС подписал.
Какие претензии могут быть к коллективу?
4. «В настоящее время бюджетное финансирование на выплату заработной платы в результате всех суммарных доплат превышает аналогичный подход к заработной плате организации НАЭК «Энергоатом», на которую мы должны ориентироваться, на 20%».
Здесь затронута старая тема, что средняя зарплата на ЧАЭС должна быть на уровне средней зарплаты на действующих блоках НАЭК. Статья 12 в редакции Закона № 2398-III от 26 апреля 2001 года гласит:
«З метою забезпечення ядерної безпеки та збереження кваліфікованих кадрів в Україні працівникам зупинених енергоблоків, а також працівникам об'єкта "Укриття", на період виведення Чорнобильської АЕС експлуатації встановлюється заробітна плата в розмірі не нижчому від середньої заробітної плати працівників відповідних професій та посад на діючих атомних електростанціях України із збереженням пільг, передбачених законами України». Вопрос: на всех ли работников ЧАЭС распространяется эта статья? Нет, а используют её для всех. Поэтому необходимо, чтобы вышестоящая организация, а именно МЧС, разработало список, кто относится к категории «работники остановленных блоков и объекта «Укрытие»». Закон касается только их. Далее. Если среднюю зарплату ЧАЭС считать со всеми льготами, полагающимися по Законам Украины, то действительно она получится выше, чем на действующих блоках АЭС. Но читаем конец статьи 12: «…із збереженням пільг, передбачених законами України.» А это значит, что льготы отдельно, средняя зарплата отдельно.
5. «Закон будет пересмотрен и Чернобыльская станция потеряет свое имя и это правильно, потому что она уже не станция – 30 лет прошло со дня пуска ее последнего 3-го энергоблока».
Вот тут я потерял дар речи. Это прямое посягательство на нашу историю. Одну дату мы уже потеряли. 30 ноября 1986 года – 25 лет назад завершено сооружение объекта «Укрытие». В России она отмечается, как Чернобыльский день Победы. А у нас? У нас, по выражению г-на С.К.Парашина: «…26 апреля – всеобщий праздник, сбор денег…». Из дня трагедии сделали всеобщий праздник, воспользовавшись которым выплакали у Доноров дополнительное финансирование. Вместо 30 ноября появилась скользкая дата 14 декабря, и не потому, что в этот день в центральных печатных газетах СССР «Правда» и «Известия» была напечатана заметка о сдаче в эксплуатацию комплекса сооружений над разрушенным 4-м блоком ЧАЭС. Соответствующий Акт был подписан 30 ноября. Выбрана эта дата не случайно, чтобы прикрыть ею закрытие Чернобыльской АЭС – 15 декабря. Кто сейчас вспоминает об этом черном дне для станции? Когда мужики со слезами на глазах прощались с третьим блоком, прощались с ЧАЭС. Кого, кроме персонала ЧАЭС это интересует? Есть дата 14 декабря, а следующего дня не существует. Теперь подбираются к имени: «Чернобыльская АЭС». То есть хотят из истории вычеркнуть Чернобыльскую катастрофу. Да, она была, на какой-то там станции, которой уже давно не существует. Нет станции – нет катастрофы. К сожалению, в Украине Чернобыльская трагедия замыливается давно. Данное предложение, высказанное не рядовым чиновником, настораживает. Замылить, затереть, как и не было ничего. Ни к 20-летию, ни к 25-летию не выпустили ни одной памятной монеты. Нет этой даты в календаре Украины. Первая и единственная юбилейная монета была выпущена в 1996 году, к 10-летию катастрофы. Это дань уважения, это память. В такие моменты мне стыдно, что я живу в таком государстве и обидно за чернобыльцев. Мы ещё живы, для некоторых видимо к сожалению. И напоследок. Фраза от генерального директора И.И. Грамоткина. «Для информации, для всех здесь присутствующих – по сравнению с 2000 годом, мощность дозы в ЦЗ упала в 10 раз, на промплощадке ОУ – в 2 раза, в здании АБК, в коридорах – в 2 раза. Коллективная доза снизилась в 2 раза». После чего прозвучал призыв говорить профессионально. Давайте попробуем. Но сначала вопрос: «Почему для сравнения взят 2000 год, а не, скажем 1995, или 1986?» В советское время очень любили все экономические показатели развития Союза сравнивать с 1913 годом. Логичнее и грамотнее было б сравнивать с другими станциями и в настоящем времени. Директор не обозначил цифры и единицы измерения. Постараюсь ответить так же профессионально, но с цифрами. Мощность дозы на промплощадке ОУ: 0,5 – 1 мР/час. В локальной зоне ОУ: 6-40 мР/час. На смотровом павильоне: 60-120 мкР/час. Перед АБК-1: 20-40 мкР/час. Максимальная мощность дозы на Запорожской АЭС 17 мкР/час зафиксирована между первой и второй очередью СХОЯТ. Коллективная доза на блоках с реакторами ВВЭР в районе 0,65 чел.Зв/блок. На Чернобыльской АЭС за прошлый год коллективная доза составила 7,12 чел.Зв. Более чем в два раза выше, чем на действующих в России блоках с реакторами РБМК – 3,23 чел.Зв/блок. В конце совещания генеральный директор пригрозил: «Мы должны идти вперед, и, хотите вы этого или нет, я вас буду вести вперед». Созвучно с лозунгом середины 20-х годов прошлого столетия «Железной рукой загоним человечество к счастью!»
Закончилось совещание практически ничем. Руководство высказало свою точку зрения, выдало порцию критики, мол, сами виноваты – не работаете, в строке «общение с коллективом» поставило галочку и удалилось.
Александр Купный, СлавутичCity, для AtomNews
|