В будущем году на переработку в Россию будет перевезено по Балтийскому морю около тысячи стержней с отработанным топливом из реактора Центра ядерных исследований в Россендорфе. Этот реактор был построен в 1957 году еще в ГДР с участием советских специалистов, причем топливо также поставлялось из СССР. В 1991 году реактор был заглушен, а топливо было изолировано во временном хранилище. Разумеется, после объявления о готовящейся перевозке с протестами выступили экологи - они всегда против...
Что такое ОЯТ - отработанное ядерное топливо?
Во время работы ядерного реактора количество расщепляющегося топлива постоянно падает, и в какой-то момент возникает необходимость замены этого топлива на свежее. Однако отработанное топливо, даже с пониженным содержанием изотопов, сохраняет высокую радиоактивность и чрезвычайно опасно. Это топливо обычно представляет собой порошки соединений урана или плутония, помещенные в циркониевые трубчатые стержни. Топливо необходимо либо переработать, либо захоронить таким образом, чтобы в течение тысяч лет был исключен контакт радиоактивного материала с человеком. Фабрики по переработке отработанного топлива существуют лишь в нескольких странах мира, в том числе в России. И переработка, и даже захоранивание "чужого" топлива - это выгодный бизнес, который теоретически может приносить нашей стране сотни миллионов долларов в год, однако сколько сейчас зарабатывает "Росатом" - нам неизвестно, поскольку эти данные носят секретный характер.
Транспортировка радиоактивных материалов действительно небезопасное мероприятие, но накоплен уже огромный опыт таких перевозок с соблюдением высочайших мер безопасности. Единственной проблемой при транспортировке были именно протесты "зеленых", ложившихся на рельсы перед приближающимся поездом с грузом стержней. Поэтому однажды радиоактивный груз из Россендорфа пришлось перевозить в Россию авиатранспортом.
Сейчас транспортировка стержней вызывает опасения у немецких экологов из-за лесных пожаров в Центральной России, и это совсем странно - контейнеры с топливом изготавливают из особо прочных материалов, они герметичны и огнестойки. На самом деле партию "зеленых" в правительстве земли Саксония беспокоит, скорее всего, стоимость транспортировки - 10 млн евро.